21 апреля исполнилось 120 лет РОСПРОФЖЕЛ

Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей — один из старейших и крупнейших в профсоюзном движении страны. Сменялись лидеры и названия, но на протяжении всей его более чем вековой истории неизменной оставалась главная задача профсоюза — защита прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ.

История профсоюза – это путь, отмеченный  многими славными свершениями и традициями, благодаря которым в летопись профсоюза было вписано  немало ярких страниц, повествующих о его высокой роли в судьбе тружеников стальных магистралей и транспортных строек страны.

2025 год – юбилейный для Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей,  в апреле этого года ему исполняется 120 лет.  За этот период накоплен большой опыт в отстаивании интересов работников, их социальной защиты. Для рядового труженика профсоюз всегда был и есть опора и поддержка. Эта истина тем более актуальна в настоящее  время.

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗА

А зарождался  профсоюз железнодорожников в 1905 году, пос­ле трагических событий кровавого вос­кресенья, почти повсюду стали созда­ваться первые ячейки будущего Все­российского железнодорожного союза. В этот период все чаще стали разда­ваться голоса в пользу созыва обще­российского железнодорожного съез­да. Задолго до съезда железнодорож­ников на Харьковском железнодорож­ном узле уже существовала вполне оформившаяся профсоюзная органи­зация «Союз железнодорожных слу­жащих всех служб юга России». Тогда же ячейки Союза возникли на Сибир­ской дороге, в ряде других узловых пунктов, а также в Москве.

Первый съезд железнодорожников состоялся в Москве 20-21 апреля 1905 года. На съезде присутствовали пред­ставители 10 железных дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брес­тской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Москов­ско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной. Делегаты съезда были представлены в основном управлен­ческими служащими.

Съезд единодушно высказался за создание Всероссийского союза же­лезнодорожников как внепартийной и корпоративной организации. На съез­де были приняты «Платформа» и «Ус­тав Союза», в которых были определе­ны цели и задачи профсоюза. В час­тности в «Платформе» было сказано: «Целью Союза является защита материальных, правовых, куль­турных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократичес­кого государственного строя. Поэ­тому, самой главной задачей Со­юза является требование измене­ния существующего государствен­ного строя и, как логическое след­ствие этого, — требование созыва народных представителей с зако­нодательной властью, выбранных всем населением страны на нача­лах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без разли­чия пола, национальности и веро­исповедания. Эти условия пред­ставляют собой тот минимум, ко­торый позволит Союзу объединить большинство лиц и групп, принад­лежащих к различным политичес­ким партиям».

Царское правительство понимало, что профсоюзные организации на тран­спорте таят в себе большие потенци­альные возможности. Департамент полиции рассылает специальный цир­куляр начальникам губернских жан­дармских управлений, а также управ­ляющим и начальникам железных до­рог и отделениям охранки. В циркуля­ре указывались меры борьбы с забас­товками на транспорте.

ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ

С первых же дней Февральской революции 1917 года профсоюзное движение на транспорте активизиро­валось. На предприятиях организуют­ся месткомы.

В  местком профсоюза зачастили пред­ставители железнодорожников Московского узла с просьбой оказать им содействие в организации профсо­юза на других станциях и железнодо­рожных предприятиях. Железнодорожники все больше убеждались в том, что единственным защитником их интересов являются профсоюзные комитеты.

ОБЯЗАННОСТИ И ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗА

Повышение заработной платы и ее выплата дважды в месяц, отмена сверхурочных работ и штрафов, недопущение грубости к рабочим со стороны администрации и другие требования составляли основное содержание деятельности созданного профсоюза.

Первый субботник родился в 1919 году на железнодорожном транспорте. Весть об этом быстро распространилась по стране. Ударничество становится массовым явлением. Это движение впоследствии проложило путь к социалистическому соревнованию.

Первый Генеральный коллективный договор, принятый в 1922 году,  сыграл исключительно важную роль. Коллективные договора стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь.

Надо подчеркнуть, что одновременно с хозяйственными вопросами профсоюзные организации занимались и повышением общей культуры железнодорожников. Главной задачей была ликвидация неграмотности. По инициативе профсоюза открываются избы-читальни, школы, пункты ликвидации неграмотности. Возрастающая роль профсоюза, достигнутые им результаты в социальной жизни железнодорожников, усиливают его авторитет.

По решению ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС (23 июня 1933 г.) профсоюзу было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение.