Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей — один из старейших и крупнейших в профсоюзном движении страны. Сменялись лидеры и названия, но на протяжении всей его более чем вековой истории неизменной оставалась главная задача профсоюза — защита прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ.
История профсоюза – это путь, отмеченный многими славными свершениями и традициями, благодаря которым в летопись профсоюза было вписано немало ярких страниц, повествующих о его высокой роли в судьбе тружеников стальных магистралей и транспортных строек страны.
2025 год – юбилейный для Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, в апреле этого года ему исполняется 120 лет. За этот период накоплен большой опыт в отстаивании интересов работников, их социальной защиты. Для рядового труженика профсоюз всегда был и есть опора и поддержка. Эта истина тем более актуальна в настоящее время.
ТАК НАЧИНАЛАСЬ ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗА
А зарождался профсоюз железнодорожников в 1905 году, после трагических событий кровавого воскресенья, почти повсюду стали создаваться первые ячейки будущего Всероссийского железнодорожного союза. В этот период все чаще стали раздаваться голоса в пользу созыва общероссийского железнодорожного съезда. Задолго до съезда железнодорожников на Харьковском железнодорожном узле уже существовала вполне оформившаяся профсоюзная организация «Союз железнодорожных служащих всех служб юга России». Тогда же ячейки Союза возникли на Сибирской дороге, в ряде других узловых пунктов, а также в Москве.
Первый съезд железнодорожников состоялся в Москве 20-21 апреля 1905 года. На съезде присутствовали представители 10 железных дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Московско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной. Делегаты съезда были представлены в основном управленческими служащими.
Съезд единодушно высказался за создание Всероссийского союза железнодорожников как внепартийной и корпоративной организации. На съезде были приняты «Платформа» и «Устав Союза», в которых были определены цели и задачи профсоюза. В частности в «Платформе» было сказано: «Целью Союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократического государственного строя. Поэтому, самой главной задачей Союза является требование изменения существующего государственного строя и, как логическое следствие этого, — требование созыва народных представителей с законодательной властью, выбранных всем населением страны на началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без различия пола, национальности и вероисповедания. Эти условия представляют собой тот минимум, который позволит Союзу объединить большинство лиц и групп, принадлежащих к различным политическим партиям».
Царское правительство понимало, что профсоюзные организации на транспорте таят в себе большие потенциальные возможности. Департамент полиции рассылает специальный циркуляр начальникам губернских жандармских управлений, а также управляющим и начальникам железных дорог и отделениям охранки. В циркуляре указывались меры борьбы с забастовками на транспорте.
ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
С первых же дней Февральской революции 1917 года профсоюзное движение на транспорте активизировалось. На предприятиях организуются месткомы.
В местком профсоюза зачастили представители железнодорожников Московского узла с просьбой оказать им содействие в организации профсоюза на других станциях и железнодорожных предприятиях. Железнодорожники все больше убеждались в том, что единственным защитником их интересов являются профсоюзные комитеты.
ОБЯЗАННОСТИ И ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗА
Повышение заработной платы и ее выплата дважды в месяц, отмена сверхурочных работ и штрафов, недопущение грубости к рабочим со стороны администрации и другие требования составляли основное содержание деятельности созданного профсоюза.
Первый субботник родился в 1919 году на железнодорожном транспорте. Весть об этом быстро распространилась по стране. Ударничество становится массовым явлением. Это движение впоследствии проложило путь к социалистическому соревнованию.
Первый Генеральный коллективный договор, принятый в 1922 году, сыграл исключительно важную роль. Коллективные договора стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь.
Надо подчеркнуть, что одновременно с хозяйственными вопросами профсоюзные организации занимались и повышением общей культуры железнодорожников. Главной задачей была ликвидация неграмотности. По инициативе профсоюза открываются избы-читальни, школы, пункты ликвидации неграмотности. Возрастающая роль профсоюза, достигнутые им результаты в социальной жизни железнодорожников, усиливают его авторитет.
По решению ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС (23 июня 1933 г.) профсоюзу было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение.