«Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей — один из старейших и крупнейших в профсоюзном движении страны. Сменялись лидеры и названия, но на протяжении всей его более чем вековой истории неизменной оставалась главная задача профсоюза — защита прав и социальных гарантий членов РОСПРОФЖЕЛ»
Николай Никифоров
Председатель РОСПРОФЖЕЛ
История профсоюза – это путь, отмеченный многими славными свершениями и традициями, благодаря которым в летопись профсоюза было вписано немало ярких страниц, повествующих о его высокой роли в судьбе тружеников стальных магистралей и транспортных строек страны.
2020 год – юбилейный для Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей, в апреле этого года ему исполняется 115 лет. За этот период накоплен большой опыт в отстаивании интересов работников, их социальной защиты. Для рядового труженика профсоюз всегда был и есть опора и поддержка. Эта истина тем более актуальна в настоящее время.
ТАК НАЧИНАЛАСЬ ИСТОРИЯ ПРОФСОЮЗА
А зарождался профсоюз железнодорожников в 1905 году, после трагических событий кровавого воскресенья, почти повсюду стали создаваться первые ячейки будущего Всероссийского железнодорожного союза. В этот период все чаще стали раздаваться голоса в пользу созыва общероссийского железнодорожного съезда. Задолго до съезда железнодорожников на Харьковском железнодорожном узле уже существовала вполне оформившаяся профсоюзная организация «Союз железнодорожных служащих всех служб юга России». Тогда же ячейки Союза возникли на Сибирской дороге, в ряде других узловых пунктов, а также в Москве.
Первый съезд железнодорожников состоялся в Москве 20-21 апреля 1905 года. На съезде присутствовали представители 10 железных дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Московско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной. Делегаты съезда были представлены в основном управленческими служащими.
Съезд единодушно высказался за создание Всероссийского союза железнодорожников как внепартийной и корпоративной организации. На съезде были приняты «Платформа» и «Устав Союза», в которых были определены цели и задачи профсоюза. В частности в «Платформе» было сказано: «Целью Союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократического государственного строя. Поэтому, самой главной задачей Союза является требование изменения существующего государственного строя и, как логическое следствие этого, — требование созыва народных представителей с законодательной властью, выбранных всем населением страны на началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без различия пола, национальности и вероисповедания. Эти условия представляют собой тот минимум, который позволит Союзу объединить большинство лиц и групп, принадлежащих к различным политическим партиям».
Царское правительство понимало, что профсоюзные организации на транспорте таят в себе большие потенциальные возможности. Департамент полиции рассылает специальный циркуляр начальникам губернских жандармских управлений, а также управляющим и начальникам железных дорог и отделениям охранки. В циркуляре указывались меры борьбы с забастовками на транспорте.
ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ
С первых же дней Февральской революции 1917 года профсоюзное движение на транспорте активизировалось. На предприятиях организуются месткомы.
В местком профсоюза зачастили представители железнодорожников Московского узла с просьбой оказать им содействие в организации профсоюза на других станциях и железнодорожных предприятиях. Железнодорожники все больше убеждались в том, что единственным защитником их интересов являются профсоюзные комитеты.
ОБЯЗАННОСТИ И ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФСОЮЗА
Повышение заработной платы и ее выплата дважды в месяц, отмена сверхурочных работ и штрафов, недопущение грубости к рабочим со стороны администрации и другие требования составляли основное содержание деятельности созданного профсоюза.
Первый субботник родился в 1919 году на железнодорожном транспорте. Весть об этом быстро распространилась по стране. Ударничество становится массовым явлением. Это движение впоследствии проложило путь к социалистическому соревнованию.
Первый Генеральный коллективный договор, принятый в 1922 году, сыграл исключительно важную роль. Коллективные договора стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь.
Надо подчеркнуть, что одновременно с хозяйственными вопросами профсоюзные организации занимались и повышением общей культуры железнодорожников. Главной задачей была ликвидация неграмотности. По инициативе профсоюза открываются избы-читальни, школы, пункты ликвидации неграмотности. Возрастающая роль профсоюза, достигнутые им результаты в социальной жизни железнодорожников, усиливают его авторитет.
По решению ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС (23 июня 1933 г.) профсоюзу было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение.
СОВРЕМЕННЫЙ РОСПРОФЖЕЛ
С созданием ОАО «РЖД» по существу на-чался новый этап экономических преобра-зований на железнодорожном транспорте. Главными остались вопросы выработки четкого механизма действия принципа социального партнерства, совершенствования форм участия в решении социальных проблем.
Реализуя решения Центрального комитета, в июле 2004 года впервые было подписано Соглашение о социальном партнерстве РОСПРОФЖЕЛ и ОАО «РЖД», а 21 октября 2004 года – заключен Генеральный коллективный договор на 2005 год, включивший все лучшее, что было на железнодорожном транспорте, впервые подписано Генеральное соглашение по учреждениям образования с Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Сегодня РОСПРОФЖЕЛ представлен 4500 первичными профсоюзными организациями, объединяющими свыше 1,5 миллиона человек. В настоящее время действуют четыре отраслевых соглашения и более 700 коллективных договоров дочерних обществ и филиалов, включая Коллективный договор ОАО «РЖД». Положения этих документов всегда, даже в кризисные годы, выполняются обеими сторонами. О доверии к РОСПРОФЖЕЛ говорит и тот факт, что в его рядах состоят 94,3% работников.
С первых дней образования Профсоюз боролся за снижение производственного травматизма, улучшение условий и безопасности труда. Эту работу целенаправленно ведет техническая инспекция Профсоюза, укомплектованная квалифицированными кадрами. Достаточно сказать, что ежегодно технические инспекторы предотвращают более 10 тысяч нарушений в области охраны труда и техники безопасности.
Вопросы условий труда работников включены в программу стратегического развития ОАО «РЖД». Профсоюзными комитетами всех уровней принимаются меры по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов – основы устойчивой работы транспорта.
Заслуженным авторитетом пользуется правовая инспекция труда Профсоюза. Правовая инспекция участвует и в разработке локальных нормативных актов, проводит консультации, организует семинары. Только за последний год около 750 незаконно уволенных работников восстановлены на работе, отменены 6 тысяч неправомерно наложенных дисциплинарных наказаний, в пользу работников взыскано почти 60 миллионов рублей, по разным причинам ранее им недоплаченным.
На железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве созданы и работают негосударственные пенсионные фонды «Благосостояние», благотворительный фонд «Почет».
Вся многообразная деятельность Профсоюза, вопросы и проблемы, которые он решает, отражаются на страницах газеты «Сигнал» и журнала «Информационный вестник», выпускаемые ЦК РОСПРОФЖЕЛ.
Юристами Профсоюза постоянно рецензируются и готовятся предложения в законопроекты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и иных органов представительной власти на местах.
Международные контакты Профсоюза осуществлялись на всех этапах его исторического пути: в 1921 году участие в создании Красного Интернационала профсоюзов; в 1949 году – Международного объединения профсоюзов (МОП) трудящихся сухопутного и воздушного транспорта. Особенно широкие масштабы получают международные связи Профсоюза в конце 60-х начале 70-х годов. РОСПРОФЖЕЛ – член Международной федерации транспортников. Он один из инициаторов образования Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников государств, являвшихся ранее республиками бывшего СССР. 13 лет успешно работает Конфедерация, объединяя 14 колдоговоров и других. РОСПРОФЖЕЛ – член Международной федерации транспортников. Он один из инициаторов образования Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников государств, являвшихся ранее республиками бывшего СССР. 13 лет успешно работает Конфедерация, объединяя 14 национальных отраслевых профсоюзов стран СНГ и Балтии.
Строительство жилья, медицинское обеспечение, забота о ветеранах, лечение и отдых – все это предмет деятельности Профсоюза.
В ОАО «РЖД» действуют 269 негосударственных учреждений здравоохранения, в том числе 7 центральных больниц, 160 дорожных, отделенческих, узловых больниц, 84 поликлиники. Только в прошлом году на железнодорожном транспорте функционировало 117 детских загородных оздоровительных лагерей, где отдохнуло свыше 95 тысяч детей, а всеми видами организованного отдыха было охвачено около 140 тысяч детей. В 83 учреждениях санаторно-курортного направления ежегодно оздоравливаются свыше 100 тысяч работников и ветеранов.
В 2008 году РОСПРОФЖЕЛ впервые в России провел Молодежные игры по неолимпийским видам спорта. В этом мероприятии приняли участие более 4000 молодых работников ОАО «РЖД», дочерних обществ, вертикальных структур, студентов отраслевых учебных заведений. В год 65-летия Великой Победы и 105-летия РОСПРОФЖЕЛ, в рамках реализации Программы спортивно-оздоровительной работы Профсоюза, совместно с РФСО «Локомотив» и при поддержке ОАО «РЖД» прошли Игры-2010 «Спорт поколений», старт которым был дан в торжественной обстановке 23 мая на Красной площади в Москве, а их участниками стали более 100 тысяч человек. С тех пор это стало традицией, а число участников игр год от года множится.
Большая работа в настоящее время проводится по страхования локомотивных бригад и работников других железнодорожных профессий от профессиональной непригодности. РОСПРОФЖЕЛ продолжает оказывать членам Профсоюза дополнительные услуги в виде финансовой поддержки.
В этом году исполнится 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. И Профсоюз поставил перед собой задачу — окружить вниманием и заботой каждого ветерана ВОВ и труженика тыла.
Через всю историю Профсоюз с честью пронёс традицию сплочённости своих рядов и единства действий в интересах обеспечения надёжной социальной защищённости членов Профсоюза, главной остается задача социальной защиты тружеников и ветеранов, работников отраслей, объединенных в РОСПРОФЖЕЛ на принципах социального партнерства.
Большая работа проводится с молодежью, обучается кадровый резерв на замещение руководящих профсоюзных органов.
Особое отношение у Профсоюза к ветеранам. И понимание этой позиции есть у большинства работодателей. Потому что уважительное отношение к старшим поколениям в их интересах: вряд ли можно будет ожидать от работника добросовестного отношения к труду, если он будет видеть забытых ветеранов своего предприятия.